GAINAX: сочетая сложные сюжеты и передовую анимациюGAINAX входит в число крупнейших игроков аниме-индустрии. Именно эта студия поставила «самое интеллектуальное» аниме всех времен «Крылья Хоннеамиз», а также самый цитируемый и узнаваемый сериал – речь, разумеется, об «Евангелионе». «Гайнакс» остается совсем немного до 30-летия: за это время фирма не раз оказывалась на пороге упразднения, однако всегда своевременно «выстреливала» громкими проектами. Сложные сюжеты и передовая графика уже на рубеже 1980-90-х стали визитной карточкой студии. С тех пор компания старалась не терять однажды завоеванные позиции, хоть и порой выдавала такую штамповку как «Махороматик» или «Ящик Мэдаки». Помимо упомянутых «Крыльев…» и «Евы» самыми значительными оригинальными проектами студии стали «Ганбастер», «Фури-кури» и «Гуррен-Лаганн». Кроме того, в качестве «наемных рабочих» сотрудники GAINAX трудились над «Наруто», «Bastard!!» и резонансными полнометражками «Унесенные призраками» и «Ковбой Бибоп». В нашей небольшой статье мы коснемся основных вех в истории «Гайнакс», расскажем о ее достижениях и не оставим без внимания персонажей вроде Хидэаки Анно. Из отаку в классики анимацииОтцы-основатели студии были настоящими отаку: но не теми, кто все свободное время проводил за просмотром japanimation и чтением манги. Парни сразу стали пробовать себя в деле создания мультфильмов, причем весьма успешно – первые короткометражки Хироюки Ямаги, Таками Акая и Хидэаки Анно демонстрировались на конвентах Daicon (Осака) в 1981-83 гг. Набравшись опыта во время работы над сериалом «Макросс», молодые аниматоры показали руководителю Bandai демо-ролик «Крыльев…». Тот отсмотрел видео с восторгом и дал «добро» на создание полнометражки. Именно тогда и возникла студия «Гайнакс», а после выхода дебютной работы в 1987-м она моментально стала популярной: в то время было не посмотреть, и поэтому до России, к примеру, эта работа дошла лишь в 2002-м (речь о дебютном показе на центральном канале страны – «ОРТ»). После «Крыльев…» новая студия закрепила успех благодаря проектам «Надя с загадочного моря» и «Otaku no Video». Ямага отошел от производства и стал административным главой GAINAX, так что функции творческого «рулевого» перешли к Анно. Отметим, что в начале 90-х бурно развивалось game-подразделение компании, которым руководил Акай. К примеру, в 92-м вышел ставший абсолютным хитом «Princess Maker», «симулятор жизни принцессы». Продолжения этой игры портируются на различные платформы до сих пор. В 92-м же в студии произошел первый кризис: все анимационное подразделение во главе Синдзи Хигути ушло в свободное плавание, основав Studio Gonzo. По популярности эта компания едва ли не превзошла «Гайнакс», а тайтлов выпустила намного больше. В 2010-х детище Ямаги и Анно лишилось нового поколения талантливых художников – Хироюки Имайси сотоварищи ретировались со старого места работы, основав Trigger, попытавшуюся «выбиться в люди» за счет Kill la Kill. До «Евангелиона» и послеВ 1995-м на ТВ дебютировала «Ева», вытащив GAINAX из бездны долгов. Несмотря на превышение бюджета (из-за чего анимация в последних эпизодах сильно хромала), несоблюдение сроков по сдаче материала (тайтл хотели снять с эфира TV Tokyo после пилотного выпуска), затянувшуюся депрессию Анно сериал все же состоялся. Для студии он стал ступенькой на полку классики. Во время выпуска «Евангелиона» впервые как сильный аниматор проявил себя Кадзуя Цурумаки, любимый ученик Анно и, возможно, его сменщик на «посту» самого узнаваемого творца «Гайнакс». Окончательно сердца любителей аниме он покорил опусом «Фури-кури». В настоящее время студия только и делает, что выдавливает все соки из фэнов. «Ева» – мощный бренд, и компания этим вовсю пользуется
Анно пытался уйти в «живое» кино, Ямага возвращался к творчеству («Квартал Абэнобаси», «Махороматик»), студия брала в оборот сомнительные сенэны вроде «Ящика Мэдаки»… Поклонники компании сейчас могут ни в чем себе не отказывать: они вольны смотреть бесплатно аниме онлайн или приобретать тайтлы из «гайнаксовского» каталога на дисках. Благо, теперь фирма не делает четырехлетних перерывов в их выпуске. Бренд по-прежнему специализируется не только на мейнстримовом, но и на экспериментальном аниме, расширяющем горизонты традиционной мультипликации.
|